Занимательная

педагогика

Полезное с приятным – 5

Полезное с приятным – советы родителям
Продолжение.
Дорогие друзья! Этим материалом завершается цикл статей для родителей младших школьников о том, как во время школьных каникул провести развивающие занятия с ребенком, как сделать их полезными и приятными.

Каждый родитель думает, как организовать досуг своего ребенка на школьных каникулах, особенно на летних. Не расслабляться же все лето напролет! Это может вылиться в тяжелый постканикулярный синдром и, как неминуемое следствие, привести ко многим школьным трудностям. В статье Постканикулярный синдром мы уже рассказывали об этом.
В наших статьях цикла Полезное с приятным приводились интересные упражнения для младших школьников по разным школьным предметам, способные превратить каникулярные занятия с ребенком в незабываемую увлекательную игру.
Эта статья расскажет о методах и приемах выстраивания общения с ребенком во время развивающих и обучающих занятий, покажет, как превратить эти занятия в полезное и приятное общение друг с другом. Многие родители озадачены вопросом, как же это сделать без излишней назидательности, без ущерба для физического и психического здоровья ребенка (да и своего собственного).

Давайте вместе подумаем, как грамотно выстроить отношения, которые позволят развить умственные способности школьника, стимулировать его потребность в познании и интерес к обучению. Хорошо бы еще укрепить здоровье ребенка, «подтянуть» математику, чтение или русский язык, улучшить некоторые учебные умения и навыки, мыслительный аппарат.
В этой статье вашему вниманию предлагаются рекомендации, которые помогут установить доверительные отношения с ребенком и грамотно организовать необычные занятия.
Мы призываем вас, друзья, провести своего рода эксперимент: сделать так, чтобы ребенок за все время вашей с ним совместной учебной работы считал занятия игрой и получал от них удовольствие. И ведь это возможно! Немного вдохновения, спортивного азарта, изобретательности – и за дело... А уж результат не заставит себя долго ждать.
Успехов!

Методы и приемы общения с ребенком, стимулирующие его интерес к познанию и обучению под девизом «Чтобы учение стало в радость»


Главная задача настоящего родителя – научиться быть ребенку другом, жить его интересами, понимать его состояние и стремления, поддерживать во всех хороших начинаниях и вселять веру в успех, показывать недопустимость того, что помешает ребенку стать Человеком. Когда родитель искренен в своем интересе к ребенку, их дружба длится всю жизнь и позволяет избежать многих нежелательных последствий возможных детских ошибок. Родитель-друг терпеливо и доброжелательно помогает ребенку, когда тот не справляется с трудностями, в частности, с учебным заданием, не ущемляя его самостоятельность и не унижая человеческое достоинство. И ненавязчиво создает возможность и условия для серьезной работы детского мышления, формирования и высказывания собственного мнения, разумного выбора.

Постарайтесь искренне заинтересоваться предстоящей работой и увлечь ребенка. Возьмите, пожалуйста, себе за правило: не произносить слово «учеба» и прочие однокоренные слова. Широкое гражданство должны получить любимые ребенком выражения и слова поддержки: «игра», «вместе», «у тебя обязательно получится», «умница», «молодец», «давай-ка поможем друг другу», «я тобой горжусь», «как мне с тобой повезло», «это временные трудности для воспитания характера и силы воли» и т.п.

Вот несколько простых правил, которых придерживается настоящий родитель:
  • наблюдать за ребенком, не вторгаясь в его жизнь и не ограничивая свободу;
  • думать, анализировать, рассуждать, ставить, цели, планировать вместе с ребенком, прислушиваться к его мнению, советоваться по разным житейским вопросам;
  • провоцировать ребенка на мыслительный процесс, постановку осмысленных кратких вопросов, решение проблемных ситуаций;
  • устраивать ребенку соревнования с самим собой (его успехи и неудачи сравнивать только с его же успехами и неудачами);
  • преодолевать трудности, в том числе учебные, постепенно, начиная с наиболее значимых для ребенка (если, к примеру, беспокоит скорость чтения, не следует добиваться одновременно и осмысленности, и выразительности, и т.п.);
  • хвалить и поощрять ребенка, оценивать и в случае необходимости критиковать только его поступки, а не личность;
  • ставить перед ребенком посильные задачи, не оберегать от повседневных дел, не решать за него его проблемы;
  • стараться быть для него примером, постоянно анализируя собственные поступки и совершенствуясь как личность;
  • стимулировать у ребенка желание и потребность в саморазвитии и т.п.

Такой родитель в общении с ребенком использует главный метод воспитания – убеждение. Высший пилотаж – опосредованное убеждение (метод Сократа, направленный на обнаружение истины путем установления противоречия). Думающий человек интуитивно его применяет. С помощью правильно подобранных вопросов родителя (воспитателя) ребенок, отвечая на них, приходит к противоречию в своих же рассуждениях и сам делает верный вывод.

Рекомендации по выполнению развивающих упражнений


Внимание! Все упражнения должны выполняться по желанию ребенка и в эмоционально благоприятной обстановке.

1. Упражнения, способствующие повышению скорости чтения, умения понимать смысл прочитанного, языковой грамотности

Чтобы научиться читать бегло и осознанно, грамотно писать, надо поставить перед собой соответствующие цели и задействовать в работе над чтением и письмом как можно больше мыслительных операций, выполняя такие упражнения:
  • слова с пропущенными буквами, например:
    д-р-в- (дерево); -с-оч--к (источник);
    у - - в - е - - е ( уравнение ), - а - - н - т - о ( равенство ) и т.п.
  • анаграммы, например:
    гишукар (игрушка), атревизи (развитие), аплозь (польза);

    Волшебное яблоко
    У киер етьс ольбойш асд. В отм асуд номог лоподывх еревьедв. реСид инх трастё блояня. И ресозавет ан ейн олькот ноод шебволеон клоябо. нОо лезачивате юлбую нура.
    (У реки есть большой сад. В том саду много плодовых деревьев. Среди них растет яблоня. И созревает на ней только одно волшебное яблоко. Оно залечивает любую рану);
  • предложения с перепутанными словами, например: если, успех, преодолимы, любые, , , желание, вера, в, трудности, есть, и (любые трудности преодолимы, если есть желание и вера в успех);
  • слова в словах, например: в слове молоток можно вычленить такие слова: лом, молот, ток, лот, кот, лоток и др.

Как работать со скороговорками, если у ребенка плохая речь?

Прочтите школьнику несколько интересных скороговорок и попросите выбрать одну понравившуюся. Пусть он сам запишет ее очень четко на бумаге под вашу диктовку печатными буквами и несколько раз прочтет вслух. После того, как ребенок начнет четко и бегло читать предложение (пусть даже на это уйдет немало времени), попросите его на память произнести эту скороговорку вслух как можно четче и быстрее (и на эту работу времени жалеть не следует), а затем записать ее самостоятельно на листочке так, чтобы каждое слово разделилось на слоги (лучше напечатать на белой бумаге, чтобы очень хорошо было видно). Например: У пе-́ре-пе-ла и пе-ре-пёл-ки пять пе-ре-пе-лят.
Потом попросите прочесть это выражение сначала медленно, затем все быстрее и быстрее. Когда предложение будет прочтено быстро и четко, отложите эту работу на несколько минут, а затем попросите прочесть снова.

2. Упражнения на развитие мышления и воображения

Эти упражнения направлены на совершенствование мыслительных операций, на поиск нескольких вариантов решения задачи, проблемы.

а) Предложите ребенку предложения с бессмысленными словосочетаниями (смысловыми ошибками) и попросите высказать свое мнение:
  • Бóльшая половина класса уехала на экскурсию.
  • Солнце позолотило верхушки дерева.
  • Кто самый последний в очереди?
  • Какой у тебя завтра самый первый урок?
б) Приведите какую-нибудь фразу и предложите ребенку выразить мысль другими словами.

в)
Предложите связать между собой слова и составить с ними какое-нибудь предложение или рассказ:
  • Велосипед — тарелка — цветок
  • Девочка — ручей — мяч
  • Собака — школа — автомобиль
Можно и с большим количеством слов и словосочетаний, например: стая птиц, мальчик с мячом, яркий фонарь, листья на земле.
Окончания слов лучше оставить неизменными и придумать всего два предложения. Вот как это могло бы выглядеть:
"На закате дня по небу красиво летела стая птиц, и мальчик с мячом оставил игру, залюбовавшись ими. Когда рядом зажегся яркий фонарь, мальчику бросились в глаза разноцветные листья на земле".
Стоит внимательно следить за тем, чтобы были выполнены все пункты задания:
  • наличие только двух предложений,
  • использование всех четырех словосочетаний с неизменными окончаниями,
  • осмысленность, последовательность, связность и плавность сюжета.
г) Предложите ребенку придумать синонимы и антонимы к существительным, прилагательным, глаголам.

д)
Приведите часть фразы и попросите продолжить ее, например: "Змей Горыныч прилетел на поляну и увидел, как Баба-яга..."

е)
Учите ребенка разгадывать всевозможные ребусы, загадки, шарады, головоломки.

Постарайтесь направить ребенка на поиск нескольких решений заданий. В эмоционально благоприятной обстановке он обязательно справится с этим.

а) Предложите вставить пропущенные буквы вместо черточек и образовать как можно больше слов, например: с - м - - (сумка, сумма, самец, самка, семья...).

б)
Попросите его исключить лишнюю фигуру:



Для этого необходимо найти общий признак.
Комментарий. Следует иметь в виду, что любая фигура может быть лишней по определенному признаку, например:
  • можно исключить круг, потому что остальные фигуры имеют углы;
  • можно исключить куб, потому что остальные фигуры плоские;
  • можно исключить третью фигуру, потому что остальные фигуры выпуклые и т.д.

Для выработки умений анализировать условие задачи, выделять существенные данные, выявлять закономерности, устанавливать связи между данными задачи и искомыми величинами, грамотно строить умозаключения необходимо всячески побуждать ребенка к "работе" мысли следующими способами.

а) Задавать вопросы такого рода:
  • В пяти коробках по 10 книг. Вывод...
  • Карандаш в пенале. Пенал в сумке. Вывод...
  • Миша выше Тани и ниже Коли. Вывод...
б) Предлагать несложные нестандартные задачи, проблемные ситуации, например, такого рода:
  • Как с помощью двух песочных часов, одни из которых отсчитывают четыре минуты, а другие - семь, отмерить точно девять минут?
  • Семеро мужчин и два мальчика должны пересечь реку. Единственная лодка очень мала и может перевезти либо одного мужчину, либо двух мальчиков. Сколько раз лодка должна пересечь реку, чтобы перевезти всех как можно быстрее?
в) Помочь установить вид связи между понятиями в каждой паре пункта А (образец), дополнить каждый пример (номер) образца парами понятий из пункта Б.

А
1) век – столетие 2) палец – рука 3) болезнь – выздоровление
4) малина – ягода
5) старость – молодость 6) молоток — гвоздь

Б

берег–река; озеро – водоем; беда – несчастье; квадрат – прямоугольник; расческа – волосы; планета – солнечная система; родина – отчизна; местоимение – часть речи; ветка – дерево; рука – конечность; движение – покой; травма – нетрудоспособность; пальто – одежда.

Например, пара понятий: рука – конечность. Рассуждаем: рука является разновидностью конечности так же, как и малина является разновидностью ягоды. Понятие рука является видовым по отношению к родовому понятию конечность. Следовательно, относим эту пару из пункта Б к виду связи №4 "вид-род".

С неумением различать такие виды связей, как "часть-целое" и "вид-род", у школьника связано много проблем в понимании учебного материала. Если рука – конечность - это "вид-род", то, например, рука – человек - это "часть-целое", т.к. рука является частью человека, а не его разновидностью.

г) Ребенку необходимо задавать вопросы такого рода:
  • Что может быть розовым, легким, холодным?
  • Что бы случилось, если бы плотность воздуха…?
  • Какая часть речи может быть…?
  • Какая геометрическая фигура может иметь…?
  • Какая физическая величина может обладать…?
  • Какой литературный герой мог бы стать…?
  • Какое историческое событие могло бы произойти…?
  • Какое вещество может быть…?

Действенный способ развития воображения и мышления – играть со словами, предложениями, придумывать монологи от лица животных, растений, вещей, например:

Монолог от лица хомячка

Утро. Наконец-то включили свет на кухне. Наверное, будут завтракать. Пора и мне вылезать из домика. Интересно, чем меня покормят? До чего мне надоела еда "Сухие завтраки для грызунов"!!! Что? Им жалко морковь или кусок яблока?
Встану на задние лапки, попрошу, может быть что-нибудь новенькое и подкинут! Смотри-ка – получилось, подсунули между прутьев листик капусты. Вкусно!!! Спрячу в домик, пока не отняли, да щеки набью.
День. Хорошо провел время. Сгрыз все. Можно и подремать. Сейчас заделаю дверь, чтобы потеплее было, и завалюсь на бочок…
Вечер. Проснулся, и опять за работу. Моя работа – все время о себе напоминать. А то, не дай бог, без еды оставят. Я и на разных лапках стою, и звуки разные издаю. Иногда помогает. Вот и сейчас. Я добился своего.
Ночь. Наконец-то все улеглись. Можно и погулять. Жаль что прутья клетки крепкие, зубы не берут. Не убежишь. Одна радость – покататься в колесе. Ух! И разогнался же я!!! А еще говорят, крутится, как белка в колесе. Куда белке со мной тягаться! Уморился, пора и отдохнуть. Посплю-ка до утра…

Установить доверительные отношения с ребенком, настроить его на конструктивное общение, организовать увлекательное обучение, укрепить его физическое и психическое здоровье вам также помогут статьи:

Комментарии   

0 #1 karapyz 28.04.2011 06:03
огромное спасибо за информацию

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Rambler's Top100