нояб17
В поисках идеи - 2
Продолжение.
Развить творческий потенциал школьника можно посредством стимулирования любознательности, интуиции, воображения, сообразительности, частого решения проблемных ситуаций, путем поиска закономерностей, нестандартных и множественных решений разных задач, в том числе изобретательских.
Развить творческий потенциал школьника можно посредством стимулирования любознательности, интуиции, воображения, сообразительности, частого решения проблемных ситуаций, путем поиска закономерностей, нестандартных и множественных решений разных задач, в том числе изобретательских.
Работа, направленная на развитие творческого мышления, предполагает воспитание в школьнике потребность фантазировать, познавать, творить, думать смело и оригинально, видеть то, мимо чего многие проходят, не замечая, любить неизвестное, новое, преодолевать трудности и не сдаваться.
Вот некоторые упражнения, направленные на формирование этой потребности, представленные в книге А.Е.Падалко "Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся".
Нужно завершить незаконченные рисунки.
Пример.
Здесь можно пофантазировать над всеми буквами алфавита и изобразить то, что они напоминают. Вот пример с буквой А.
Хорошо бы составить последовательный, связный, не лишенный смысла рассказ из двух предложений с использованием следующих слов и словосочетаний: зонт, красивое дерево, группа школьников, мост через речку. Предложения могут получиться сложными. Окончания слов при этом должны оставаться неизменными (пример выполнения подобного задания представлен в статье "Учение с развлечением" категории "Развиваем способности" раздела "Для учителей").
Сформировать интерес к творческому мышлению у школьников младшего подросткового возраста можно, например, методом сказкотерапии. Они очень внимательно и с удовольствием на классном часе слушают поучительные сказки. А если еще после обсуждения интересной сказки задать ребятам конкретные вопросы, например, "Почему нужно дружить с творческим мышлением?" и т.д., а затем вместе выполнить несколько увлекательных творческих упражнений - педагогическая цель непременно будет достигнута.
Вам предлагается сказка из книги Н.Н.Амбросьевой "Классный час с психологом. Сказкотерапия для школьников"
В некотором царстве, в некотором государстве жило-было Творческое Мышление со своими сестрами.
Первую сестру звали Беглость. Она помогала людям создавать быстро целый поток идей. Вторую сестру звали Гибкость. Она помогала взглянуть на проблему с разных сторон. Третью сестру звали Оригинальность. Она помогала придумывать нестандартные, оригинальные, необычные идеи и решения.
А по соседству с Творческим Мышлением жила-была семья: мама, папа и озорной мальчик Вася. Мама постоянно Васе говорила:
- Нельзя часами смотреть телевизор и за компьютером просиживать. От этого творческое мышление портится.
Папа добавлял:
- Слушай, что мать говорит! Лучше бы занимался, мышление свое творческое развивал.
- Ну, вот еще... Больно надо напрягаться, - ворчал Вася. - Все уши прожужжали: «Творческое мышление!.. Творческое мышление!..». Обойдусь и без вашего творческого мышления.
Мама с папой только качали головой.
- Ай-ай-ай... Ну что за мальчик! - сокрушалась мама.
- Ну что за сынок! - расстраивался отец.
Узнав про этот разговор, Творческое Мышление очень обиделось на Васю и решило его проучить. Однажды Вася отправился в лес за грибами. Шел по лесу, слушал пение птичек. Вдруг откуда ни возьмись - волшебница Путанка появилась и стала колдовать:
- Все стежки-дорожки запутаю-перепутаю! Все стежки-дорожки запутаю-перепутаю!..
И запутала. Понял Вася, что заблудился.
- Где же дорога домой? - думает. - Эх, был бы компас, вмиг бы отыскал. А так, что теперь делать, не знаю.
Сел он на пенек и горько заплакал.
Узнала про Васину беду первая сестрица Творческого Мышления - Беглость, сжалилась и бросилась Васю спасать.
- Я поделюсь, Вася, с тобой беглостью мышления, - сказала Беглость. - Что ты все про компас? Где другие идеи? Думай, Вася, думай, как другими разными способами эту проблему решить можно.
И тут же куча идей закружилась у Васи в голове.
- Как же я раньше не сообразил, - думает Вася. - Вот дерево! С одной стороны мха больше наросло, значит, там север! А вот солнышко светит. Еще утро, а солнышко всходит на востоке! Значит, там восток. Там - север! Там - мой дом. Ура! Сообразил. Вон куда надо идти... Спасибо тебе, Беглость!
Вася побежал дальше. Он не знал, что его впереди ждут еще испытания.
Вдруг откуда ни возьмись злой принц Никотинус из страшного царства пороков.
Начал Никотинус Васю сладкими речами уговаривать.
- Васек, давай закурим по одной, расслабимся, - промурлыкал Никотинус. - Знаешь, как классно! Кайф! Чего ты боишься? Это личное дело каждого - курить или нет. Ну, давай, смелее.
- И правда,- согласился Вася,- это мое личное дело. Хочу - курю, хочу - нет. Кому какое дело.
И уж было потянулся он за сигаретой, да в этот миг бросилась его спасать вторая сестрица Творческого Мышления - Гибкость. Начала она вокруг Васи кругами ходить, гибкостью Мышления делиться:
- Думай, Вася, думай! Посмотри-ка на эту проблему с разных сторон. Ты уверен, что курить твое личное дело?
И тут же куча идей закружилась у Васи в голове, мысли забегали.
- Ой, чуть глупостей не наделал! - опомнился Вася. - Здоровье погубить легко, а потом его ни за какие деньги не купишь. И деток лично я хочу здоровых иметь, когда сам папой стану. А деньги тратить на курево глупо, лучше яблок купить или апельсинов. Там витамины, они для здоровья полезнее. Нет, не личное это дело: курить или не курить. И всех касается, как не крути. Так что, Никотинус, не буду я курить и тебе не советую. Спасибо тебе, Гибкость, что помогла взглянуть на проблему с разных сторон.
Пошел Вася по тропинке дальше, но на пути его поджидало третье испытание. Откуда ни возьмись - волшебница Мудрилка:
- Куда путь, Васенька, держишь?
- Домой, к папе с мамой иду.
- Что же, пущу, если решишь задачку одну, я тут специально для тебя намудрила. А не решишь - навеки в моем царстве останешься. А задачка такая: в бутылке на дне лежит колпачок от ручки. Как его достать, не встряхивая и не переворачивая бутылку. Даю тебе три попытки.
- Чего тут думать?- отвечает Вася.- Встряхнуть бутылку как следует, колпачок и выскочит.
- Ты невнимательный, Вася. Я же сказала, что встряхивать бутылку нельзя.
- Ну, тогда сейчас палочкой попробую достать. Ничего, однако, у Васи не получилось.
- У тебя осталась последняя попытка, Вася, - предупредила Мудрилка.
Погрустнел Вася, но тут на выручку ему пришла третья сестра Творческого Мышления - Оригинальность. Начала она вокруг Васи кругами ходить, оригинальностью мышления делиться.
- Думай, Вася, думай! - приговаривала Оригинальность.- Придумай что-нибудь нестандартное, оригинальное.
И закрутились у Васи в голове мысли, забегали.
- Знаю, знаю, как достать колпачок, - радостно воскликнул Вася. - Надо в бутылку воды налить, колпачок наверх и всплывет.
- Правильно, молодец. Что ж, иди. Счастливого пути, Вася! - Мудрилка помахала на прощанье рукой.
- До свидания! Спасибо тебе, Оригинальность, за то, что помогла Мудрилкину задачку решить, придумать оригинальный способ.
- Счастливого пути, Вася! - попрощалась с ним Оригинальность. Вася побежал домой. Там его ждали мама и папа. Они очень соскучились, принялись его обнимать, целовать.
- Ой, что со мной было! - стал рассказывать Вася родителям.- Спасибо сестрицам Творческого Мышления. Беглость научила создавать быстро целый поток идей. Гибкость научила смотреть на проблему с разных сторон. Оригинальность научила придумывать нестандартные, оригинальные идеи. Теперь-то я понимаю, почему необходимо развивать творческое мышление, пойду с нашим соседом мириться.
- Прости меня, Творческое Мышление, - раскаялся Вася, - я все понял и хочу с тобой дружить.
С тех пор Вася больше никогда не ссорился с Творческим Мышлением. А Творческое Мышление всегда было рядом с Васей и помогало ему во всех делах.
Успехов!
Вот некоторые упражнения, направленные на формирование этой потребности, представленные в книге А.Е.Падалко "Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся".
Нужно завершить незаконченные рисунки.
Пример.
Здесь можно пофантазировать над всеми буквами алфавита и изобразить то, что они напоминают. Вот пример с буквой А.
Хорошо бы составить последовательный, связный, не лишенный смысла рассказ из двух предложений с использованием следующих слов и словосочетаний: зонт, красивое дерево, группа школьников, мост через речку. Предложения могут получиться сложными. Окончания слов при этом должны оставаться неизменными (пример выполнения подобного задания представлен в статье "Учение с развлечением" категории "Развиваем способности" раздела "Для учителей").
Сформировать интерес к творческому мышлению у школьников младшего подросткового возраста можно, например, методом сказкотерапии. Они очень внимательно и с удовольствием на классном часе слушают поучительные сказки. А если еще после обсуждения интересной сказки задать ребятам конкретные вопросы, например, "Почему нужно дружить с творческим мышлением?" и т.д., а затем вместе выполнить несколько увлекательных творческих упражнений - педагогическая цель непременно будет достигнута.
Вам предлагается сказка из книги Н.Н.Амбросьевой "Классный час с психологом. Сказкотерапия для школьников"
"Как Вася поссорился с Творческим Мышлением"
В некотором царстве, в некотором государстве жило-было Творческое Мышление со своими сестрами.
Первую сестру звали Беглость. Она помогала людям создавать быстро целый поток идей. Вторую сестру звали Гибкость. Она помогала взглянуть на проблему с разных сторон. Третью сестру звали Оригинальность. Она помогала придумывать нестандартные, оригинальные, необычные идеи и решения.
А по соседству с Творческим Мышлением жила-была семья: мама, папа и озорной мальчик Вася. Мама постоянно Васе говорила:
- Нельзя часами смотреть телевизор и за компьютером просиживать. От этого творческое мышление портится.
Папа добавлял:
- Слушай, что мать говорит! Лучше бы занимался, мышление свое творческое развивал.
- Ну, вот еще... Больно надо напрягаться, - ворчал Вася. - Все уши прожужжали: «Творческое мышление!.. Творческое мышление!..». Обойдусь и без вашего творческого мышления.
Мама с папой только качали головой.
- Ай-ай-ай... Ну что за мальчик! - сокрушалась мама.
- Ну что за сынок! - расстраивался отец.
Узнав про этот разговор, Творческое Мышление очень обиделось на Васю и решило его проучить. Однажды Вася отправился в лес за грибами. Шел по лесу, слушал пение птичек. Вдруг откуда ни возьмись - волшебница Путанка появилась и стала колдовать:
- Все стежки-дорожки запутаю-перепутаю! Все стежки-дорожки запутаю-перепутаю!..
И запутала. Понял Вася, что заблудился.
- Где же дорога домой? - думает. - Эх, был бы компас, вмиг бы отыскал. А так, что теперь делать, не знаю.
Сел он на пенек и горько заплакал.
Узнала про Васину беду первая сестрица Творческого Мышления - Беглость, сжалилась и бросилась Васю спасать.
- Я поделюсь, Вася, с тобой беглостью мышления, - сказала Беглость. - Что ты все про компас? Где другие идеи? Думай, Вася, думай, как другими разными способами эту проблему решить можно.
И тут же куча идей закружилась у Васи в голове.
- Как же я раньше не сообразил, - думает Вася. - Вот дерево! С одной стороны мха больше наросло, значит, там север! А вот солнышко светит. Еще утро, а солнышко всходит на востоке! Значит, там восток. Там - север! Там - мой дом. Ура! Сообразил. Вон куда надо идти... Спасибо тебе, Беглость!
Вася побежал дальше. Он не знал, что его впереди ждут еще испытания.
Вдруг откуда ни возьмись злой принц Никотинус из страшного царства пороков.
Начал Никотинус Васю сладкими речами уговаривать.
- Васек, давай закурим по одной, расслабимся, - промурлыкал Никотинус. - Знаешь, как классно! Кайф! Чего ты боишься? Это личное дело каждого - курить или нет. Ну, давай, смелее.
- И правда,- согласился Вася,- это мое личное дело. Хочу - курю, хочу - нет. Кому какое дело.
И уж было потянулся он за сигаретой, да в этот миг бросилась его спасать вторая сестрица Творческого Мышления - Гибкость. Начала она вокруг Васи кругами ходить, гибкостью Мышления делиться:
- Думай, Вася, думай! Посмотри-ка на эту проблему с разных сторон. Ты уверен, что курить твое личное дело?
И тут же куча идей закружилась у Васи в голове, мысли забегали.
- Ой, чуть глупостей не наделал! - опомнился Вася. - Здоровье погубить легко, а потом его ни за какие деньги не купишь. И деток лично я хочу здоровых иметь, когда сам папой стану. А деньги тратить на курево глупо, лучше яблок купить или апельсинов. Там витамины, они для здоровья полезнее. Нет, не личное это дело: курить или не курить. И всех касается, как не крути. Так что, Никотинус, не буду я курить и тебе не советую. Спасибо тебе, Гибкость, что помогла взглянуть на проблему с разных сторон.
Пошел Вася по тропинке дальше, но на пути его поджидало третье испытание. Откуда ни возьмись - волшебница Мудрилка:
- Куда путь, Васенька, держишь?
- Домой, к папе с мамой иду.
- Что же, пущу, если решишь задачку одну, я тут специально для тебя намудрила. А не решишь - навеки в моем царстве останешься. А задачка такая: в бутылке на дне лежит колпачок от ручки. Как его достать, не встряхивая и не переворачивая бутылку. Даю тебе три попытки.
- Чего тут думать?- отвечает Вася.- Встряхнуть бутылку как следует, колпачок и выскочит.
- Ты невнимательный, Вася. Я же сказала, что встряхивать бутылку нельзя.
- Ну, тогда сейчас палочкой попробую достать. Ничего, однако, у Васи не получилось.
- У тебя осталась последняя попытка, Вася, - предупредила Мудрилка.
Погрустнел Вася, но тут на выручку ему пришла третья сестра Творческого Мышления - Оригинальность. Начала она вокруг Васи кругами ходить, оригинальностью мышления делиться.
- Думай, Вася, думай! - приговаривала Оригинальность.- Придумай что-нибудь нестандартное, оригинальное.
И закрутились у Васи в голове мысли, забегали.
- Знаю, знаю, как достать колпачок, - радостно воскликнул Вася. - Надо в бутылку воды налить, колпачок наверх и всплывет.
- Правильно, молодец. Что ж, иди. Счастливого пути, Вася! - Мудрилка помахала на прощанье рукой.
- До свидания! Спасибо тебе, Оригинальность, за то, что помогла Мудрилкину задачку решить, придумать оригинальный способ.
- Счастливого пути, Вася! - попрощалась с ним Оригинальность. Вася побежал домой. Там его ждали мама и папа. Они очень соскучились, принялись его обнимать, целовать.
- Ой, что со мной было! - стал рассказывать Вася родителям.- Спасибо сестрицам Творческого Мышления. Беглость научила создавать быстро целый поток идей. Гибкость научила смотреть на проблему с разных сторон. Оригинальность научила придумывать нестандартные, оригинальные идеи. Теперь-то я понимаю, почему необходимо развивать творческое мышление, пойду с нашим соседом мириться.
- Прости меня, Творческое Мышление, - раскаялся Вася, - я все понял и хочу с тобой дружить.
С тех пор Вася больше никогда не ссорился с Творческим Мышлением. А Творческое Мышление всегда было рядом с Васей и помогало ему во всех делах.
Успехов!